НЕКОТОРЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ПО ПРОДОЛЬНОМУ ДВИЖЕНИЮ САМОЛЕТА. В ТУРБУЛЕНТНОЙ АТМОСФЕРЕ
Результаты летных исследований продольного движения убедительно подтверждают принципиальную правильность изложенного в предыдущих параграфах этой главы статистического подхода к динамике самолета в турбулентной атмосфере. В качестве одного из примеров приведем результаты обработки данных, полученных в более чем двухстах полетах тяжелого транспортного
самолета в условиях «болтанки». При осреднении не учитывались различия в режимах конкретных полетов, скорость, высота, вес самолета. Разделение данных проведено лишь по трем видам управления самолетом (летчик, автопилот с корректором высоты и автопилот без корректора высоты). Результаты обработки данных, полученных в этих полетах, приведены в табл. 3.2.
Таблица 3.2
|
Данные табл. 3.2 подтверждают преимущества управления самолетом при полете в «болтанку» с помощью автопилота (особенно без корректора высоты), которые были выявлены выше на основании теоретического рассмотрения этого вопроса.
. Рис. 3.49. Нормированные спектральные плотности вертикальной перегрузки при полете в турбулентной атмосфере: I — летчик; 2 — автопилот с корректором высоты; S — автопилот без корректора высоты |
На рис. 3.49 приведены графики нормированной спектральной плотности, полученные по реализации, зарегистрированной для вертикальной перегрузки в одном из полетов, о которых упоминалось выше.
Режим полета, к которому относятся графики на рис. 3.49, следующий: уе=3600м, V=400 км/час. Эти графики также относятся к трем видам управления самолетом. Увеличение спектральной плотности перегрузки при частоте около 2 гц (ш^12 сек-1) объясняется влиянием первого тона изгибных колебаний крыла самолета. В нормированной форме графики спектральной плотности незначительно отличаются друг от друга, однако среднеквадратичные значения перегрузки, отнесенные к среднеквадратичному значению вертикальной составляющей ветра [29], различаются довольно существенно:
летчик — OvyiloWy= О,122 сек • м~х;
автопилот с корректором высоты — а„ /аю «=0,091 сек-мт1-, автопилот с корректором высоты — ап /°w =0,108 сек-мг1. Укажем на возможность использования экспериментальных данных, полученных при полете в турбулентной атмосфере, для уточнения характеристик продольного движения самолета. Действительно, из (2.46) следует, что
^(•)=-S,(«l/Sx(«). (3.110)
Следовательно, если в результате эксперимента будут получены спектральные плотности возмущения (вертикального ветра) и выходной реакции самолета (любой интересующий нас параметр движения), то на основании (3.110) можно найти амплитудно-частотную характеристику самолета. Сравнение этой, полученной путем эксперимента, характеристики с характеристикой, рассчитанной по заводским данным самолета, позволяет определить, насколько точны эти данные.
В качестве примера такого сравнения приведем материалы из работы [48]. На рис. 3.50 представлены амплитудно-частотные характеристики для сверхзвукового истребителя с треугольным крылом, рассчитанные на основании заводских данных самолета. На этом же рисунке приведены экспериментальные данные. Эти характеристики дают значения вертикальной перегрузки при воздействии вертикального синусоидального ветра единичной амплитуды (Wmy = 1 м/сек) различной частоты. Сплошной линией изображена характеристика самолета с учетом действия демпфера тангажа, пунктирной — без учета влияния демпфера. Данные эксперимента показывают, что в процессе полетов, которые выполнялись в условиях грозовой турбулентности, элевоны при управлении от демпфера доходили до механических ограничителей, после чего демпфер выключался. Поэтому следовало ожидать, что действительная частотная характеристика самолета в диапазоне частот, где демпфер эффективен, должна лежать между сплошной и пунктирной кривыми.
Точками на рис. 3.60 отмечены значения вертикальной перегрузки, полученные на основании соотношения (3.110) по экспериментальным значениям спектральных плотностей вертикальных порывов ветра и вертикальной перегрузки.
Пу
0.3
о і 2 з * /,гц
М-0,92 уf-WSOOM
в)
Рис. 3.50. Сравнение частотных характеристик самолета, полученных расчет-
ным (сплошная и пунктирная линии) и экспериментальным (точки) путями
(Пунктирные линии соответствуют случаю отсутствия демпфера)
Совпадение теоретических, и экспериментальных частотных характеристик самолета на рис. 3.50, а, б и г весьма хорошее. Лишь для режима полета, отраженного на рис. 3.50, а, совпадение получилось хуже, причем следует отметить, что действительная статическая устойчивость самолета в этом режиме оказалась значительно выше, чем предполагалось на основании теоретических данных.
Боковое движение самолета в неспокойной атмосфере
§ 4.1. ПЕРЕДАТОЧНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ФУНКЦИИ
ДЛЯ ПАРАМЕТРОВ БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ
ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ВЕТРА
При полете самолета в турбулентной атмосфере наибольшие перегрузки возникают в продольном движении. Именно этим объясняется то обстоятельство, что боковое движение самолета при полете в неспокойном воздухе исследовано как в нашей стране, так и за рубежом значительно менее полно, чем продольное.
Переходные функции, приводимые в данном параграфе, дают наглядное представление о боковом движении самолета при воздействии одиночного порыва ветра. В последующих параграфах на основе этих передаточных функций проводится исследование динамики самолета с зажатыми рулями и при управлении автопилотом.
Вначале рассмотрим передаточные функции для параметров бокового движения (Р, у. ф. Zg) самолета без автопилота при воздействии на него поперечного ветра wz. Эти функции получены из уравнений (2.28).
_1______ ь0р[30] + Ьрі + Ь2р + Д4 Ve P* +ЯіР* + а2Р2 + &гР + а4 |
Передаточная функция * для путевого угла скольжения рв
__ Р4 4“ (Ді — ftp)/?8 + ([31]2 — ^l)P2 + (дз — b%)p Ve A(P) |
Приведем передаточную функцию для угла скольжения ** р, вызываемого боковым ветром wz. Эта функция получается из (4.1) и первого из соотношений (2.22):
С помощью передаточных функций (4.1) и (4.2) рассмотрим пределы иаменения угла скольжения самолета, попавшего в поперечный поток постоянной скорости Wz, движущийся в положительном направлении оси z (ветер в левый борт). Угол скольжения относительно воздуха р (формула 4.2) при t=0 (р=оо) скачком увеличивается до значения р=—Wz/Ve, а по окончании переходного процесса (t=оо; р=0) становится равным нулю. Положение самолета и векторов его путевой и воздушной скорости, а также скорости ветра в этих предельных случаях схематически представлено на рис. 4.1. Угол скольжения относительно
земли (формула 4.1) при t—О остается равным нулю, затем увеличивается и в установившемся режиме становится равным Wz/Ve (рис. 4.1).
Передаточная функция для угла крена
Передаточная функция (4.3) показывает, что при входе самолета в поперечный порыв ветра положительного направления (в левый борт) самолет отклоняется по крену в положительном направлении (на правое крыло). В установившемся режиме этот крен становится равным нулю.
Передаточная функция для угла рыскания
Из (4.4) следует, что при входе самолета в поперечный порыв ветра положительного направления самолет, обладающий устойчивостью пути (лр =d0>0), начинает разворачиваться влево, а по окончании переходного процесса направление его продольной оси в горизонтальной плоскости становится таким же, каким оно было до встречи с порывом (ф=0). Устойчивый самолет при по
падании в поперечный порыв ветра стремится совместить продольную ось с вектором воздушной скорости V.
Передаточная функция для бокового отклонения центра тяжести от исходной прямолинейной траектории
IV7 / ___ ^о/*3 +■ (8] —<fo)P2 + (^2 — d)P + a< tA г
——————- Jam——————- • (4’5>
Наличие оператора p в качестве множителя в знаменателе (4.5) показывает, что в установившемся режиме координата будет возрастать по линейному закону (за счет сноса самолета постоянным поперечным ветром), как показано на рис. 4.1.
Для иллюстрации выводов, сделанных при анализе передаточных функций (4.1) — (4.5), приведем переходные процессы для бокового движения самолета № 1 с зажатыми рулями (рис. 4.2 и 4.3). Прежде чем перейти к анализу осциллограмм на рис. 4.2, необходимо сделать следующее замечание. Исследуемый самолет, подобно многим другим самолетам, без системы управления спи-
рально неустойчив. Математически это обстоятельство выражается в том, что коэффициент а4 характеристического полинома А (р) {формулы (4.1) — (4.5)] оказывается отрицательным. Спирально неустойчивый самолет, будучи предоставлен сам себе, очень медленно отклоняется от заданного направления полета. Вследствие медленности этот процесс не вызывает усложнения пилотирования самолета, тем более, что летчик, непрерывно воздействуя на органы управления (особенно на элероны), устраняет влияние спиральной неустойчивости. Однако при интегрировании на аналоговых машинах уравнений, описывающих движение самолета, чрезвычайно неудобно иметь дело с неустойчивой системой. Кроме того, на практически важный начальный период реакции самолета при ветре (до 5—10 сек) наличие или отсутствие незначительной спиральной неустойчивости влияния не оказывает. Чтобы устранить указанную неустойчивость и облегчить тем самым исследование движения самолета на аналоговой машине, Нужно сделать коэффициент а4 полинома А(р) положительным. Для этого достаточно, как следует из формул (С.1) «Приложения С», положить равным нулю коэффициент /ф. Такое допущение не оказывает заіметного влияния на боковое движение самолета. Это сделано в рассматриваемом примере, и числовые значения передаточных функций самолета № 1, приведенные в «Приложении С», вычислены в предположении, ЧТО /ф =0. Но даже и при таком допущении малый корень характеристического полинома, приближенно равный отношению коэффициентов <а4/аз, обуславливает настолько медленное затухание переходного процесса, особенно по углу рыскания, что на установившемся режиме больше сказывается дрейф нулей интеграторов, чем значение коэффициентов передаточной функции. Поэтому коэффициент а4 в примере искусственно увеличен, чтобы ускорить время затухания переходных процессов. По этой причине на осциллограммы для самолета без автопилота, приводимые на рис. 4.2 и 4.3, следует смотреть как на иллюстрацию, достаточно точную для первых 5—10 сек и качественно верную для установившегося режима. Значения параметров в установившемся режиме, указанные на рис. 4.2, были определены по передаточным функциям, й поэтому они также точны, но время достижения этого режима будет значительно больше, чем это^имеет место на приводимых осциллограммах. Такое искажение действительной картины не является сколько-нибудь существенным, так как при воздействии порыва ветра на самолет без автопилота практически важна реакция самолета в первые секунды после входа в порыв. Затем летчик вмешивается в управление, и дальнейшее движение самолета обусловлено, главным образом, действиями летчика. Под їаким углом зрения и должны рассматриваться переходные функции самолета без автопилота, представленные на рис. 4.2 и 4.3.
Осциллограмма на рис. 4.2 иллюстрирует поведение самолета № 1 без автопилота при воздействии поперечного ветра Wz типа
единичной функции с интенсивностью 10 м/сек. Кривые для углов Рg, у, ф и линейной координаты центра тяжести zg качественно подтверждают те заключения, которые были сделаны при анализе передаточных функций (4.1) —(4.5). Однако время затухания переходных процессов должно быть значительно больше, чем это следует из осциллограмм. Это время можно достаточно точно оценить, приняв его равным трем постоянным времени экспоненты, определяемой малым корнем полинома А(р). Этот корень р4= aja3=0,0l сект1. Следовательно, постоянная времени равна Т — /р4= 100 сек, и время затухания переходных процессов составляет около 300 сек.
Реакция самолета без автопилота на поперечный ветер на начальном участке носит нежелательный колебательный характер.
Рассмотрим передаточные функции для тех же параметров бокового движения самолета, на который воздействует нормальная составляющая ветра, имеющая постоянный градиент по размаху крыла со, о[32]=dwy/dz.
Передаточная функция для угла скольжения (так как а>2=0, то путевой и воздушный углы скольжения совпадают)
Wy. (р)= -1■ = -/: е°У+-‘-. (4.6)
т А(р) т А(р) ‘ ‘
Отрицательный знак перед (4.6) указывает на то, что при положительном значении <awx (при более сильном ветре на правом крыле *) угол скольжения будет отрицательным, т. е. самолет будет скользить на левое крыло.
Передаточная функция для угла крена
Из (4.7) следует, что при положительном значении сош* У самолета будет опускаться левое крыло (отрицательный угол крена).
Передаточная функция для угла рыскания
Выражение (4.8) показывает, что при положительном значении (йхох самолет будет непрерывно разворачиваться против часовой стрелки.
Передаточная функция для координаты центра тяжести
,vr „_ 1 г (во + go)P2 + («1 + g)P + g2
W’thwxM-~liv*——————————————
Из (4.9) вытекает, что при положительном значении в установившемся режиме боковая координата центра тяжести самолета будет увеличиваться пропорционально квадрату времени в направлении отрицательной части оси zg.
На рис. 4.3 приведены осциллограммы, полученные при интегрировании системы уравнений (2.28) для самолета № 1, с учетом воздействия нормальной составляющей ветра, имеющего постоянный по размаху крыла градиент. Этот градиент v>wx=dwyldz был взят равным 1 град/сек, что соответствует неравномерности вертикальной составляющей ветра по размаху, равной 0,0175 м/сек на 1 м размаха крыла. Даже при таком небольшом градиенте установившиеся значения всех параметров, кроме р, получаются чрезвычайно большими (см. рис. 4.3). Это лишний раз подчеркивает условный характер приводимых осциллограмм для полной длительности переходных процессов бокового движения самолета без автопилота. Очевидно, что задолго до окончания этих процессов угол крена станет настолько большим, что нарушится линейная зависимость сил и моментов от параметров движения, и уравнения (2.28), полученные методом линеаризации для малых отклонений параметров от их значений в невозмущенном режиме, перестанут быть справедливыми. Кроме того, в реальной атмосфере не существует порывов ветра с градиентом dwy/dz постоянного знака на большом расстоянии, которое проходит самолет даже за время в несколько десятков секунд.
Таким образом, переходные процессы, показанные на рис. 4,3, так же как и на рис. 4.2, могут считаться количественно верными лишь для первых 5—10 сек от начала действия порыва. Действительная продолжительность переходных процессов, показанных на рис. 4.3, будет также близка к 300 сек, что значительно превосходит время, указанное на осциллограмме.
Перейдем к рассмотрению передаточных функций самолета с автопилотом. Эти передаточные функции получаются из уравнений (2.30). Анализ начнем с передаточных функций по отношению к поперечному ветру wz.
Передаточная функция для путевого угла скольжения
Ь0Р4 + blpt + b2p% + Ь3р + а5 р5 + а[р* + ар3 + Дзр2 + a# + as
(4.10)
Передаточная функция для угла скольжения относительно воздуха
1 />5-Кд| — ь’0)р* + (а2 — б[)р* +(а’3 — Ь’2)р* + (а — Ь’г)р Ve А’ (р)
(4.11
1 СрР3 + с’і р* + Ctf) Ve А’ (р) |
Передаточная функция для угла крена
Передаточная функция для угла рыскания
Передаточная функция для координаты центра тяжести
w/ , ч f>oP4 + (b[ — d’0)ffi + (*2“rfi)P2 + (43~ rf2)^+а5 (ЛЛЛ
————————- їчй————————— • (4Л4)
Сравнение передаточных функций (4.1) — (4.5) для самолета без автопилота с передаточными функциями (4.10) — (4.14) для самолета с автопилотом показывают, что структура этих функций не изменилась. Поэтому и реакция самолета с автопилотом на поперечный ветер остается в качественном отношении такой же,
как рассмотренная выше реакция на этот ветер самолета без автопилота. Влияние автопилота состоит лишь в том, что он улучшает качество переходных процессов бокового движения самолета. В первую очередь это улучшение заключается в сокращении времени переходных процессов. Кроме того, характер процессов может быть сделан более благоприятным, т. е. неколебательным.
Проиллюстрируем сказанное на примере того же самолета № 1. Переходные процессы на рис. 4.4 показывают, как изменяются углы fig, у, ф и координата zg при попадании самолета с автопилотом в поперечный ветер с постоянной скоростью да2=10 м/сек. Сравнение этих кривых с кривыми для самолета без автопилота (см. рис. 4.2) подтверждает сделанный выше вывод о принципиально одинаковом характере переходных
процессов в обоих случаях. Это сравнение показывает также резкое сокращение времени и улучшение качества переходных процессов при наличии автопилота.
Рассмотрим передаточные функции самолета с автопилотом при действии нормальной составляющей ветра с постоянным градиентом (awx=dwy/dz по размаху крыла.
W* ,. (/>)=-/; т А’ (р) Передаточная функция для угла крена F’ (р) __ Р3 +fiP2 + fjP +/з |
Передаточная функция для угла скольжения
Передаточная функция для угла рыскания
Передаточная функция для координаты центра тяжести
(gp— gp)P2 + (*l — gpP + e2 + g2 * A'(p) ■ ( ■ )
Выше отмечалось, что при входе самолета в поперечный порыв передаточные функции (и, следовательно, переходный процесс) имеют принципиально одинаковый характер как при нали-
чии автопилота, так и без него. Переходные процессы различаются при этом лишь длительностью и степенью демпфирования колебаний. При входе самолета в вертикальный порыв с постоянным градиентом по размаху крыла дело обстоит иначе. Сравнение передаточных функций (4.6) — (4.9) для самолета без
автопилота с передаточными функциями (4.15) — (4.18) для самолета с автопилотом показывает, что для углов р и у структура передаточных функций не изменяется, угол ф при наличии автопилота ограничивается определенной величиной, а для координаты центра тяжести в установившемся режиме сохраняется постоянной скорость, а не ускорение. Кроме того, как и для поперечного ветра, автопилот должен резко сократить длительность переходных процессов. Наконец, автопилот во много раз сокращает отклонения параметров в установившемся режиме от их значения в невозмущенном режиме.
В качестве иллюстрации этих положений на рис. 4.5 приведены переходные функции для параметров бокового движения при входе самолета в вертикальный порыв с постоянным по размаху градиентом. Подчеркнем, что для получения заметных отклонений от невозмущенного режима градиент порыва взят в десять раз больше, чем в случае самолета без автопилота, т. е. 10 град/сек, что соответствует неравномерности вертикальной составляющей ветра по размаху, равной 0,175 м/сек на 1 м размаха крыла.
Несмотря на такой значительный градиент, отклонения углов р, у и ф от исходного нулевого значения невелики. Таким образом, автопилот хорошо справляется с внешним воздействием рассмотренного типа.
В заключении заметим, что осциллограммы на рис. 4.4 и 4.5 для самолета с автопилотом в отличие от осциллограмм на рис. 4.2 и 4.3 не содержат каких-либо условностей и с учетом сделанных допущений точно описывают движение самолета под действием порывов ветра указанных выше типов.